Тип циклической формы

Казалось бы, какое значение имеет тип циклической формы в симфонии и разве композитор не вправе использовать любую циклическую форму для воплощения концепции, вплоть до создания одночастной симфонии? Но дело в том, что тип циклической формы обусловливает и тип отражаемой концепции. Как мы знаем, концепция симфонии как жанра в прошлом была связана с задачей объяснить мир (мир Человека) и отношение к нему.

При этом не просто показать, а именно объяснить мировоззренческую позицию. Эта задача могла быть решена только в сонатной циклической форме, поиск и формирование которой осуществлялись в XVIII веке. Поэтому сонатная циклическая форма использовалась в оркестровых произведениях только в симфониях как средство объяснения мировоззренческой позиции. Другие циклические формы (вариационная, двучастная, трехчастная, рондо и свободная) позволяют по — разному показать мир, определенную мировоззренческую точку зрения или взгляд, но не объяснить такую позицию. Равно также показывается (отражается) мировоззренческая позиция и в одночастных пьесах, но объясняется эта позиция лишь тогда, когда пьеса имеет сонатное строение.

Читайте также: