Коллективная импровизация

Коллективная импровизация в большом оркестре, разумеется, была невозможна, и на первый план выражения выходит свинг. Действующими лицами становятся солисты, группы оркестра и весь оркестр. Сопоставление сольных импровизаций и игры оркестра, его групп или гармонически наполненных мелодических линий (оркестр, группа оркестра) с мелодической линией солиста становится важнейшим композиционным средством, подчеркивающим выразительность свинга.

Оркестр не только проводит тему и варьирует ее, но чаще поддерживает солиста, играя вставки, эпизоды, создавая контрастный и подвижный фон. Эта методика также часто используется в мультфильмах. Нередко в таких вставках используется прием «риффа»многократное повторение небольшой мелодической фразы мотива (ротационное развитие) с изменением ее ритмических акцентов, усиливающим свинг. Джаз становится концертным, обращенным к слушателю. Ясно, что такая композиция не может создаваться коллективно и непосредственно в процессе игры, как это было раньше. Необходима нотная запись джазовых композиций. Появляется ее автор — аранжировщик.

Читайте также: