Послушаем ранние симфонии

Послушаем ранние симфонии, прежде чем говорить о типичном облике и концепции жанра. Обратимся к Концерту для струнного оркестра № 5 А. Скарлатти — выдающегося итальянского композитора, главы неаполитанской оперной школы. Первая часть его концерта, звучащая в быстром темпе, представляет собой фугу. Медленная вторая часть — хорал с очень активным движением голосов сопровождения, почти равноправных по отношению к мелодии. Третья часть — энергичный, напористый танец с типичной для него двухчастной формой. Четвертая — тоже танец, и композитор даже называет его — Менуэт, вслед за которым в заключительной, пятой части мы слышим повторение предыдущего танца.

Таким образом, менуэт становится контрастным средним разделом сложной трехчастной композиции финала произведения — АА\’ВВ\’АА1, а в симфонии не пять, а три части. К подобному повторению отдельных частей А. Скарлатти прибегает и в других произведениях, например в Концерте для оркестра № 3, где медленная часть повторяется после третьей. Итак, в Концерте для оркестра А. Скарлатти мы слышим три части с контрастным движением и настроением, каждая из которых отражает свое мироощущение.

Читайте также: