Для достижения единства и ясности

Для достижения единства и ясности концепции композиторы применяют и другие способы организации контрастного тематического материала, один из которых нашел в последние годы широкое применение, такое же как и лампы для шеллака. Используя множество контрастных тем во всех частях симфонии, композиторы объединяют их в группы по принадлежности к жанровой сфере (бытовая, концертная, культовая музыка и фольклор), эпохе, национальной и континентальной культуре, по признаку авторства (собственный текст или цитата), а также по качеству звучания (организованное — неорганизованное, тихое — громкое, камерное, сольное — общее, острое, диссонирующее — благозвучное, консонирующее звучание). В таком объединении или оппозициях контрастный тематический материал становится носителем определенных свойств и качеств звучания. В подобном произведении необходимо фиксировать и анализировать взаимодействие не конкретно звучащих тем, а акцентируемых свойств звучания, жанровых сфер, эпох, национальных и континентальных культур — носителей эстетических, нравственных, мировоззренческих представлений и соответственно единиц логического развития композиции.

Читайте также: