Небольшая пьеса

Темпераментная, с напористым и упругим ритмом небольшая пьеса, в основе которой развитие одной темы, воспринимается как краткая сценка или картина нашествия грубой, стихийной силы. Образ появляется, демонстрирует свою силу, мощь, первозданность и удаляется. Нет слов, пьеса блестящая, эффектная, но почему наряду с восторженными признаниями возникло и негативное отношение к ней? Что — то в пьесе есть, отличающее ее от многочисленных миниатюр XIX века, и, пожалуй, это не относится к четкому ритму, к блестящей технике. Может быть, то, что вся пьеса пронизана "ударностью", отсутствием напевных или декламационных оборотов? "Ударность" звучания действительно выделяет данную миниатюру, служит характерным ее признаком. И все же главное — в другом. Что такое наваждение? Кошмарное или нормальное психическое явление? Скорее всего первое, но вот что интересно. Мы не испытываем при слушании пьесы отрицательных переживаний, как, впрочем, и положительных. Мы удивительно хладнокровно, даже бесстрастно воспринимаем яркий и зримый образ "наваждения", наблюдаем за ним, будучи отстраненными от него, не вовлекаемыми в это состояние, сцену, картину. Момент определенной отстраненности мы отмечали при слушании "Волшебного озера" А. Лядова, он присутствует при восприятии любого программного прозведения. Но бесстрастность, слушательское хладнокровие — вот чего нет в произведениях XIX века и с чем мы встрчаемся в данной пьесе С. Прокофьева. Именно момент бесстрастности (пусть не до конца осознаваемый!) стал основным препятствием положительной оценке слушателей того времени, воспитанных в традициях эмоциональной определенности и даже обнаженности произведений ХГХ века. Данное свойство в соединении с "ударностью" звучания буквально ошеломило слушателей в пьесе "Наваждение" своей новизной и бунтом против традиций.

http://alanbud.com/