Стремясь сохранить спектакль

Стремясь сохранить спектакль в репертуаре и отстоять новое искусство, друзья композитора советуют ему в начале следующего сезона исполнить музыку балета в виде концертной сюиты. И хотя И. Стравинский считал музыку своих балетов сугубо сценической, он отдал дирижеру партитуру без всяких изменений.

На концерт 1914 года, в программе которого была объявлена "Весна священная", противники новой музыки не пришли. Но пришли те, кто интересовался новым искусством, его сторонники, в основном молодые слушатели. Освобожденная от театра, сцены, актерской игры, а в определенной мере и от сюжета, "Весна священная" предстала перед слушателями во всей своей выразительности. И стало ясно, что не о далеких предках и их страшном обряде идет речь в конечном счете, а о сегодняшних днях и грядущем страшном искуплении человечества. Шел 1914 год, атмосфера политическая, социальная накалена до предела. И в этой ситуации "Весна священная" была воспринята как Мессия нового искусства, пророчествующий о будущем человечества. Энтузиазм слушателей, их реакция удивили и потрясли композитора и музыкантов. Зал устроил настоящую овацию И. Стравинскому. После повторного исполнения произведения слушатели устремились за кулисы, подняли его на руки, вынесли из здания Парижского казино, где исполнялась сюита, и несли по улицам, устроив настоящую манифестацию. Невиданный успех! Подобного концертного триумфа, пожалуй, не знал никто из композиторов.

portfolioart.ru