Говоря о скандальной премьере

Говоря о скандальной премьере балета "Весна священная" и дальнейшем успехе концертного исполнения данного произведения, хотелось подчеркнуть, как сложно входит в жизнь новое в искусстве конца XIX века, как резко не принимается в нем разрыв с традициями и лишь постепенно, далеко не сразу, осознаются слушателями его предсказания.

В связи с этим можно упомянуть о не менее скандальных выступлениях Л. Руссоло, представителя итальянских художников — футуристов, чьи поиски предвосхитили поиски нашего времени и исполнение произведений которого постоянно сопровождалось неприятием слушателей. Удивительно талантливый человек — инженер и поэт, философ и художник, конструктор и музыкант — композитор Л. Руссоло выступает против искусства иллюзий и переживаний, отстаивая культ внешнего выражения повседневности промышленного города. Так же как Ф. Бузони и Б. Прателла, он считает, что звуки музыкальных инструментов не способны более передать, отразить новый мир. И поиск новых звуковых средств становится главной заботой композитора. В манифесте "Искусство шумов" Л. Руссоло утверждает необходимость использования звукошумов для отражения эпохи технического прогресса, эпохи локомотивов, автомобилей, аэропланов, трансатлантиков. Он не только провозглашает новый звуковой мир искусства и его назначение, но и реализует свою концепцию, которая вскоре станет известной во всем мире, и ее будут знать даже переводчики в Китае. Л. Руссоло изобретает инструменты, издающие разные звукошумы, создает шумовой оркестр, находит людей, которые были согласны играть на таких инструментах, пишет для оркестра произведения и выступает с ними в концертах. Первоначально выступления Л. Руссоло в Италии вызывали в 1910 — х годах экзотический интерес, удивление, а затем протесты. Особенно шумные скандалы вызвали его концерты в 1913 году в Париже, которые проходили вскоре после премьеры "Весны священной". К сожалению, мы не можем сегодня слышать композиции Л. Руссоло, поскольку они не сохранились и, конечно, не записывались на грампластинки. Мы можем лишь представить, например, как могла звучать его шумовая композиция "Встреча автомобилей с аэропланами" и что могла поведать слушателям. Но сам факт отрицания традиционного звукового мира, направленности новых звуковых поисков на сугубо внешнее выражение окружающего мира и негативное отношение к таким поискам со стороны слушателей глубоко симптоматичен.

Пеленать малыша или нет?