Жанр концерта

Жанр концерта, вне сомнения, переживает свой расцвет в XX веке. По сравнению с XIX веком количество концертов необычно возрастает. Достаточно сказать, что если в 20 — е годы, например, в нашей стране было создано около 30 концертов, то в 30 — е годы — 90, а в 50 — е более 250. И это первая половина столетия, тогда как подлинный расцвет жанра, если не сказать «бум», приходится на последние десятилетия. Расширяется сфера солирующих инструментов. В XIX веке концерты создавались преимущественно для фортепиано, скрипки, виолончели. В нашем столетии в качестве солирующих в концертах используются все инструменты, без исключения. И хотя наиболее распространенными солирующими инструментами остаются фортепиано, скрипка и виолончель, значительное количество концертов создается для солирующих альта, гитары, арфы, медных и деревянных духовых инструментов и органа. В качестве солирующих используются народные инструменты — баян, балалайка, домра, бандура, комус и другие. Наконец, есть концерты для ударных инструментов (А. Жоливе, В. Рудзинский, Ю. Юозапайтис), губной гармоники (Д. Мийо), для человеческого голоса (Р. Глиэр, П. Дамбис, Ю. Юзелюнас) и даже для электроинструментов (А. Жоливе, М. Ландовский). Сегодня концерты пишут практически все композиторы или почти все, а некоторые из них создают значительное количество таких произведений. Так, 24 концерта написал Б. Мартину, более десяти — Г. Бацевич, А. Жоливе, Д. Мийо, Я. Ряэтс, П. Хиндемит, около десяти — Э. Денисов, Б. Тишенко и другие композиторы. Однако путь современного концерта сложен, облик его и концептуаль — ность многолики.

Читайте также: