Новая жанровая сфера

Итак, джаз как новая жанровая сфера остается сугубо бытовой формой музицирования. Ориентированный на создание музыкальных произведений в коллективной импровизации и на "рассматривание звуковой ткани вблизи", он развивает музыкально-звуковые эстетические представления и переживания. При этом, как правило, вариационная композиция в джазе опирается на комплекс уже существующих представлений и переживаний, заключенных в избранной музыкальной теме (хорошо известной!), и показывает возможность их неограниченного развития. В этом смысле джаз не несет в себе "зашифрованный смысл" импровизаций на "рассредоточенный" тематизм, не ориентирован и на выражение логики всей композиции. Только оставаясь формой бытового музицирования, только опираясь на тематизм известных произведений, джаз выполняет свое назначение. Концертные условия и эстрада не позволяют непроизвольно музицировать (разумеется, если концерт не понимается как форма музицирования музыкантов и не превращается в такую форму!), а следовательно, приводят к разрушению и уничтожению джаза. "Истинному творческому джазу не нужны огромные залы, зеркальные сцены, ослепительные фраки и прочая мишура, достаточно какого-то провинциального клуба,считает Р. Щедрин, различая подлинный джаз как музицирование мастеров и коммерческий, штампованный джаз, а по существу эстраду. Таким образом, джаз не выполняет, не может выполнять полноценных концертных функций и не стремится к этому, так же как не стремится к отражению новых и достаточно сложных мировоззренческих представлений нашего времени и его нравственных коллизий. Он отражает привычный мир человеческих переживаний, скорее даже обыденных, и заостряет внимание на мире эстетических представлений в традициях и рамках "личностных" мировоззренческих представлений искусства прошлого.

Читайте также: