На рубеже XVII — XVIII

На рубеже XVII — XVIII веков формируется циклическая соната для трех и более солирующих инструментов, получившая названиекщче rojgocco. Увеличение числа солирующих инструментов в ансамбле не только усложняло проблему их диалога, но и поставило вопрос об изменении сопровождения, поскольку звучание клавесина и виолончели не уравновешивало звучание солирующих инструментов. Группа сопровождения расширяется, и основу ее составляют струнные — смычковые, которые исполняют отдельные линии, голоса в сопровождении. Так формируется большой ансамбль с четким разделением функций инструментов в нем. В таком ансамбле выделяются две группы: концертино — солирующие инструменты и гроссо (рипиено)аккомпанирующие. В кончерто гроссо показывается как соревнование, диалог солирующих инструментов между собой, так и диалог группы концертино и гроссо. Последнее стало самым важным в жанре. Группа сопровождения не только поддерживает солирующие инструменты, но и становится равноправным участником ансамбля, способным к самостоятельному изложению и развитию музыкальных тем в композиции. Группа сопровождения с дифференцированным сочетанием инструментов в ней превращается в самостоятельный многоголосный инструмент — оркестр.

Читайте также: