Макротема — АА1

Форму данной части мы осознаем как сложные вариации, в основе которых макротема — АА1. Изменение облика темы у солиста и постоянное сравнение с исходным обликом — вот что важно в данной композиции. Следя за соотношением оркестра и солиста, мы получаем несравненно большее удовольствие, чем от подобной формы, например, в вариациях для клавесина. Конечно, в таком восприятии музыкально — звуковые и эстетические представления на первом плане. Контраст переживаний и их развитие — важная сторона содержательных представлений, но не главенствующая и самоценная здесь. Не потому ли оттенки настроения не сразу фиксируются нами (увлеченные игрой оркестра и солиста, мы осознаем лишь явное и основное)? Кстати, если вам нужен качественный и быстрый ремонт генератора по адекватной цене — переходите по ссылке ранее.

Резкое звучание ксилофона открывает часть, напоминая о ситуации пережитого, подчеркивая напряженное состояние и настороженность. На еле слышном фоне тремоло струнных звучит песенно — декламационная мелодия с заостренным, конвульсивным ритмом движения. Мы слышим в этой теме плач, выросший из мотивов фуги. Мелодия подхватывается вторым инструментом, третьим. Это плач многих, но не откровенный, а плач без слез, рыдание опустошенной души. Хоровое звучание, полифония голосов смягчают остроту отчаяния, облегчают ощущение утраты. Звуки ксилофона завершают тему, и начальный мотив фуги приводит к новой теме (В), где на сонорном фоне (тремоло и глиссандо струнных, аккорды фортепиано) мелодия фуги превращается в распев. Мы слышим просветление и ощущаем внутреннее преодоление мрака. Звуки ксилофона, фортепиано, литавр останавливают распев; напоминает о себе вторая фраза фуги, и мы слышим новый красочный фон, в котором тремолирующие струнные продолжают начатый ранее распев (С) Развитие данной темы приводит к динамической кульминации и появлению эпизода, основанного на развитии контрастного танцевального мотива. Но попытка воссоздания танца не удается, полного преодоления прежнего настроения еще не произошло, и мотив растворяется в имитациях инструментов. Звучит третья фраза фуги, и возвращается тема В1 с ее мелодией, еще более распевной у струнных, широкой и теплой на красочном фоне арфы, фортепиано и челесты. Последняя фраза фуги приводит к сокращенному проведению темы плача, но теперь это лишь воспоминание о нем. Звуки ксилофона завершают композицию, оставляя нас в ином настроении, с верой в будущее.

Читайте также: