Жанр кончерто гроссо

Жанр кончерто гроссо просуществовал недолго. Его назначение, как показало время, заключалось в формировании оркестра. И как только эта задача оказалась выполненной, как только композиторы осознали, что они владеют самым сложным и самым совершенным инструментом — оркестром, а это произошло в 20 — 40 — х годах XVIII века, кончерто гроссо выходит из практики, уступая место новым, теперь уже оркестровым жанрам.

Идея соревнования солирующего инструмента и оркестра получила воплощение в жанре концерт, который формируется в рамках кончерто — гроссо и становится самостоятельным жанром в 10 — 20 — е годы XVIII века. Формирование нового оркестрового жанра, его принципов и качеств потребовало возвращения к одному солисту. Концерт осознается как циклическое произведение для солирующего инструмента и оркестра, и таким его внешний облик остается до сегодняшнего дня, так же как и внешний вид уже много веков не меняют стаканы. Принцип состязания солиста и оркестра — главное в жанре. "Возникает условная, идеализированная форма соревнования совместно играющих музыкантов, не только не исключающая, а, напротив, предполагающая взаимное согласование их усилий, сочетание ведущего и аккомпанирующего, поддерживающего голосов",утверждает М. Тараканов. Благодаря творчеству итальянских композиторов Дж. Торелли, Т. Альбинони, А. Вивальди и других в концерте устанавливаются три части с ясным предназначением и формой. Можно даже сказать, складывается определенный сценарий концерта как программа, определяющая содержание жанра. В первой части отражается знакомство солиста и оркестра, где оркестр как бы проверяет возможности солиста, предлагая ему повторять темы, продолжать намеченное их развитие, импровизировать на заданные и свободные темы. Вся часть в раннем концерте строится как игра оркестра и солиста, образующая в их чередовании рондальную или вариационную форму. Вторая часть — выступление солиста, поддерживаемое оркестром, писалась обычно в форме периода. Быстрый и радостный финал отражал в форме рондо соревнование равных участников. Типичные образцы раннего концерта мы найдем в произведениях А. Вивальди, Т. Альбинони, А. Марчелло.

Читайте также: