Оркестровые жанры

Говоря о формировании оркестровых жанров, необходимо упомянуть об оркестровой сюите, нашедшей огромное распространение в музыкальной жизни XVIII века. Многочисленные циклические произведения для оркестра с названиями "Серенада", "Дивертисмент", "Кассация", "Ноктюрн" и просто "Сюита" исполнялись не столько в концертах, сколько на празднествах, торжествах, увеселениях, прогулках, обедах и тому подобных мероприятиях, выполняя прикладное назначение, украшая быт. В соответствии с назначением оркестровая сюита не имела ясного и четкого облика и, конечно, определенной художественной концепции как самоценной, предназначенной для обсуждения слушателями. Сюиты состояли из трех — семи и более частей, в качестве которых в основном использовались танцы, но иногда в эти произведения включались арии и более сложные композиции (фантазии, прелюдии, фуги, вариации).

Большую популярность имели оркестровые сюиты И. С. Баха, Г. Телемана, Г. Генделя, в частности его "Музыка на воде" и "Фейерверк", и других значительных художников. Под влиянием симфонии сюиты по облику и концептуальности приближались к ней и у великих музыкантов превращались в значительные художественные творения. Таковы, например, Дивертисменты Й. Гайдна и В. А. Моцарта.

Читайте также: